ОСОБЕННОСТИ РАЗРУШЕНИЯ МЕТИЗОВ ИЗ СТАЛИ 30ХГСА
https://doi.org/10.26896/1028-6861-2018-84-5-45-54
Аннотация
Исследованы причины разрушения крепежных изделий из стали 30ХГСА. Установлено, что в случае разрушения болтов в пакете, соединяющем элементы шпангоута, повреждение болтов является следствием фреттинг-коррозии вследствие взаимного трения болтов и элементов обшивки, пояса и ленты. Фреттинг-коррозия развивается в местах повреждения кадмиевого покрытия болтов в процессе трения. Возникновению разрушения в поясе, обшивке и ленте способствует приработка поверхности отверстий, наличие на ней коррозионных повреждений (фреттинг-коррозия), от которых развивается межзеренное разрушение, наибольшее в обшивке и ленте. Причина разрушения — конструктивно-технологические факторы: наличие повышенных напряжений в исследуемом пакете, микроперемещения сопрягаемых деталей, нарушение кадмиевого покрытия, недостаточная противокоррозионная защита и воздействие внешней среды. Разрушение самоконтрящихся гаек из стали 30ХГСА с антикоррозионным кадмиевым покрытием, использованных при сборке вспомогательного газотурбинного двигателя, вызвано их значительным перегревом — воздействием расплавленного покрытия на поверхность нагруженных гаек и проникновением жидкого металла в основной материал по границам зерен. Применение кадмиевого покрытия для работы стальных деталей при температуре, превышающей (даже кратковременно) температуру плавления Cd (Tпл = = 320,9 °C), в условиях контакта с напряженным металлом вследствие эффекта Ребиндера приводит к резкой потере прочности и преждевременному разрушению детали. Исследовали разрушение оцинкованных болтов из стали 30ХГСА в процессе проведения повторно-статических испытаний. Установлено, что зарождению усталостного многоочагового разрушения способствовало несколько факторов: наличие грубых рисок; пескоструйная обработка, проводимая перед цинкованием с применением крупных фракций песка, вмятины от которых способствовали преждевременному зарождению трещин; участки с наплывами, полученными при нанесении покрытия, с неплотным соединением слоя. Наличие в одном из болтов наряду с усталостными бороздками большого количества ямок свидетельствует о работе материала при высокой нагрузке. Исследования проводили методом оптической и растровой электронной микроскопии с применением рентгеноспектрального микроанализа.
Ключевые слова
Об авторах
В. Б. ГригоренкоРоссия
Валентина Борисовна Григоренко.
Москва
Л. В. Морозова
Россия
Лариса Владимировна Морозова.
Москва
Список литературы
1. Мубояджян С. А., Коннова В. И., Горлов Д. С., Александров Д. А. Исследование фреттингостойкости стали ЭП866Ш / Труды ВИАМ: Электрон. науч.-технич. журн. 2015. № 7. Ст.01. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения 24.11.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-2015-0-7-1-1.
2. Григоренко В. Б., Орлов М. Р., Морозова Л. В., Журавлева П. Л. Исследование статического разрушения болтов из стали 30ХГСА в условиях эксплуатации / Авиационные материалы и технологии. 2014. № S4. С. 125 – 135. DOI: 10.18577/2071-9140-2014-0-s4-125-135.
3. История авиационного материаловедения. ВИАМ — 80 лет: годы и люди / Под общ. ред. Е. Н. Каблова. — М.: ВИАМ, 2012. – 520 с.
4. Каблов Е. Н. Материалы и технологии ВИАМ для «Авиадвигателя» / ИБ «Пермские авиационные двигатели». 2014. № S. С. 43 – 47.
5. Каблов Е. Н. Инновационные разработки ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ по реализации «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года» / Авиационные материалы и технологии. 2015. № 1. С. 3 – 33. DOI: 10.18577/2071-9140-2015-0-1-3-33.
6. Стали и сплавы. Марочник: Справ. изд. / В. Г. Сорокин и др. / Научн. ред. В. Г. Сорокин, М. А. Гервасьев. — М.: «Интермет Инжиниринг», 2001. — 608 с.
7. Kobayashi J., Ina D., Yoshikawa N., Sugimoto K. Effects of the addition of Cr, Mo and Ni on the microstructure and retained austenite characteristics of 0.2% C-Si-Mn-Nb ultrahighstrength TRIP-aided bainitic ferrite steels / ISIJ International. 2012. Vol. 52. N 10. P. 1894 – 1901.
8. Самойлович Ю. А. Повышение прочности железнодорожных рельсов путем изотермической закалки на нижний бейнит / Металлург. 2012. № 10. С. 70 – 76.
9. Нестерова Е. В., Золоторевский Н. Ю., Титовец Ю. Ф., Хлусова Е. И. Наследование разориентаций и модель формирования структуры бейнита в низкоуглеродистых сталях под влиянием деформации аустенита / Вопросы материаловедения. 2011. № 4(68). С. 17 – 26.
10. Орлов М. Р., Оспенникова О. Г., Громов В. И. Развитие механизмов водородной и бейнитной хрупкости конструкционной стали в процессе эксплуатации крупногабаритных конструкций / Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 88 – 93.
11. Чабина Е. Б., Алексеев А. А., Филонова Е. В., Лукина Е. А. Применение методов аналитической микроскопии и рентгеноструктурного анализа для исследования структурно-фазового состояния материалов / Труды ВИАМ. Электрон. науч.-технич. журн. 2013. № 5. Ст.06. URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения 24.11.2016 г.).
12. Орлов М. Р., Григоренко В. Б., Морозова Л. В., Наприенко С. А. Исследование эксплуатационных разрушений подшипников методами оптической, растровой электронной микроскопии и рентгеноспектрального микроанализа / Труды ВИАМ. Электрон. науч.-техн. журн. 2016. № 1. Ст.09 URL: http://www.viam-works.ru (дата обращения 24.11.2016). DOI: 10.18577/2307-6046-0-1-62-79.
13. Жегина И. П., Котельникова Л. В., Григоренко В. Б., Зимина З. Н. Особенности разрушения деформируемых никелевых сплавов и сталей / Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 455 – 465.
14. Орлов М. Р., Оспенникова О. Г., Громов В. И. Замедленное разрушение стали 38ХН3МА в процессе длительной эксплуатации / Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Сер. «Машиностроение». 2011. Специальный выпуск «Перспективные конструкционные материалы и технологии». С. 5 – 10.
15. Орлов М. Р. Фундаментально-ориентированные исследования, квалификация материалов. Неразрушающий контроль / Авиационные материалы и технологии. 2012. № S. С. 387 – 393.
16. Турченков В. А., Баранов Д. Е., Гагарин М. В., Шишкин М. Д. Методический подход к проведению экспертизы материалов / Авиационные материалы и технологии. 2012. № 1. С. 47 – 53.
Рецензия
Для цитирования:
Григоренко В.Б., Морозова Л.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗРУШЕНИЯ МЕТИЗОВ ИЗ СТАЛИ 30ХГСА. Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2018;84(5):45-54. https://doi.org/10.26896/1028-6861-2018-84-5-45-54
For citation:
Grigorenko V.B., Morozova L.V. FEATURES OF FRACTURE OF METAL ITEMS (HARDWARE) MADE OF STEEL 30KhGSA. Industrial laboratory. Diagnostics of materials. 2018;84(5):45-54. (In Russ.) https://doi.org/10.26896/1028-6861-2018-84-5-45-54