Preview

Заводская лаборатория. Диагностика материалов

Расширенный поиск

Модернизация узла трения машины КТ-2 для оценки антифрикционных характеристик тонких покрытий при трении в режиме граничной смазки

https://doi.org/10.26896/1028-6861-2019-85-12-65-68

Аннотация

Приведены результаты исследований трибологических характеристик тонких покрытий стальных деталей на модернизированном узле трения машины КТ-2 в режиме граничной смазки. Для обеспечения высокой точности и воспроизводимости результатов в качестве образцов использовали стандартные элементы подшипников качения — шарики и ролики, которые отличаются однородностью структуры и состава, а также высоким качеством обработки поверхностей. Разработана конструкция оправки, позволяющая реализовать фрикционный контакт установленного в шпинделе машины шарика с торцами трех роликов, размещенных с высокой точностью под углом 35°30’ к оси шпинделя установки, чтобы обеспечить такое же распределение осевой нагрузки по трем роликам, как и при четырехшариковом контакте — по трем нижним шарикам. Исследуемые покрытия наносили на торцы роликов, что намного проще, чем его нанесение на цилиндрические или сферические поверхности. Контртелом являлся стандартный шарик из стали ШХ-15 или износостойкой керамики. Модернизированный узел рекомендуется использовать на традиционных четырехшариковых машинах для лабораторной оценки влияния тонких износостойких покрытий на антифрикционные свойства смазочных материалов.

Об авторах

И. А. Буяновский
Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН
Россия

Илья Александрович Буяновский

Малый Харитоньевский пер., 4 



В. Д. Самусенко
Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН
Россия

Владимир Дмитриевич Самусенко

Малый Харитоньевский пер., 4



Ю. И. Щербаков
Институт машиноведения им. А. А. Благонравова РАН
Россия

Юрий Иванович Щербаков

Малый Харитоньевский пер., 4



Список литературы

1. Албагачиев А. Ю. Трибологические свойства эффективных покрытий деталей машин и режущего инструмента. — В кн.: Перспективные методы поверхностной обработки деталей машин. — М.: ЛЕНАНД, 2019. С. 55 – 72.

2. Donet C., Erdemir A. (Eds.). Tribology of Diamond-Like Carbon Films. Fundamental and Applications. — NY: Springer+Busines Media, 2008 — 662 p.

3. Комбалов В. С. Методы и средства испытаний на трение и износ конструкционных и смазочных материалов: справочник. — М.: Машиностроение, 2008. — 384 с.

4. Carrol J. G. Contact stresses in lubricant testers / Lubrication Engineering. 1968. Vol. 24. N 8. P. 359 – 365.

5. Матвеевский Р. М. Температурная стойкость граничных смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. — М.: Наука, 1971. — 227 с.

6. Димет оборудование. https://dimet.info/catalog/oborudovanie. Дата обращения 25.07.2019.

7. Куксенова Л. И., Архипов В. Е., Лондарский А. Ф. и др. Триботехнические свойства металлических покрытий, нанесенных газодинамическим напылением. — В кн.: Перспективные методы поверхностной обработки деталей машин. — М.: ЛЕНАНД, 2019. С. 288 – 301.

8. Браун Э. Д., Буяновский И. А. Тенденции развития методов трибологических испытаний / Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 1997. Т. 63. № 1. С. 31 – 39.


Рецензия

Для цитирования:


Буяновский И.А., Самусенко В.Д., Щербаков Ю.И. Модернизация узла трения машины КТ-2 для оценки антифрикционных характеристик тонких покрытий при трении в режиме граничной смазки. Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2019;85(12):65-69. https://doi.org/10.26896/1028-6861-2019-85-12-65-68

For citation:


Buyanovskii I.A., Samusenko V.D., Shcherbakov Y.I. Modernization of friction unit of a KT-2 tribometer for evaluation of the friction properties of thin coatings upon friction in boundary lubrication conditions. Industrial laboratory. Diagnostics of materials. 2019;85(12):65-69. (In Russ.) https://doi.org/10.26896/1028-6861-2019-85-12-65-68

Просмотров: 640


ISSN 1028-6861 (Print)
ISSN 2588-0187 (Online)